

Получение водорода для низкотемпературных топливных элементов риформингом синтетического дизельного топлива
https://doi.org/10.18412/1816-0387-2025-5-39-45
Аннотация
Представлены результаты экспериментальных и теоретических исследований парового риформинга синтетической дизельной фракции (СДФ) на промышленном катализаторе метанирования марки НИАП-07-01 с целью получения водорода для топливных элементов. СДФ (температура кипения 180–290 °С), полученная синтезом Фишера–Тропша на цеолитсодержащем катализаторе Со/SiO2/ZSM-5/Al2O3, состоит из углеводородов С11–С18 (88 %), и небольшого количества фракции С5-С10 (10,8 %). Установлено, что при отношении Н2О/С = 3,03 в области температур 450–650 °С в состоянии равновесия конверсия СДФ составляет практически 100 %, на никелевом катализаторе полная конверсия СДФ достигается при температуре выше 600 °С. Основными продуктами конверсии являются водород, метан и диоксид углерода, при этом концентрация водорода значительно выше, а метана – ниже расчетных равновесных значений. Катализатор НИАП-07-01 проявляет высокую активность и селективность по водороду. Максимальный выход водорода составляет 279 г Н2/(кг СДФ) при 650 °С, концентрация Н2 в конвертированном газе 66,5 %. Расчеты показали, что для обеспечения водородом энергетической установки мощностью 10 кВт на базе низкотемпературного топливного элемента с протонообменной мембраной на основе Pt/C катализатора расход СДФ составит 2,8 кг/ч.
Об авторах
Р. Е. ЯковенкоРоссия
В. Б. Ильин
Россия
И. Н. Зубков
Россия
А. В. Дульнев
Россия
Н. А. Фаддеев
Россия
А. Б. Куриганова
Россия
Н. В. Смирнова
Россия
Список литературы
1. Holladay J.D., Wang Y. A review of recent advances in numerical simulations of microscale fuel processor for hydrogen production // Journal of Power Sources. 2015. V. 282. Р. 602-621. DOI: 10.1016/j.jpowsour.2015.01.079
2. Moraes T.S., da Silva H.N.C., Zotes L.P., Mattos L.V., Borges L.E.P., Farrauto R., Noronha F.B. A techno-economic evaluation of the hydrogen production for energy generation using an ethanol fuel processor // International Journal of Hydrogen Energy. 2019. V. 44. № 39. Р. 21205-21219. DOI: 10.1016/j.ijhydene.2019.06.182
3. Sayar A., Eskin N. Experimental and theoretical analysis of a natural gas fuel processor // International Journal of Hydrogen Energy. 2021. V. 46. № 2. Р. 1569-1582. DOI: 10.1016/j.ijhydene.2020.10.036
4. Kirillov V.A., Shigarov A.B., Amosov Y.I., Belyaev V.D., Gerasimov E.Y. Production of pure hydrogen from diesel fuel by steam pre-reforming and subsequent conversion in a membrane reactor // Petroleum Chemistry. 2018. V. 58. Р. 103-113. DOI: 10.1134/S0965544118020020
5. Кириллов В.А., Шигаров А.Б., Амосов Ю.И., Беляев В.Д., Урусов А.Р. Предриформинг дизельного топлива в метановодородные смеси // Теоретические основы химической технологии. 2015. V. 49. № 1. Р. 32-32.
6. Яковенко Р.Е., Ильин В.Б., Савостьянов А.П., Зубков И.Н., Дульнев А.В., Семенов О.А. Конверсия сжиженных углеводородных газов на промышленных никелевых катализаторах // Катализ в промышленности. V. 19, № 6, 2019, С. 455-464.
7. Нарочный Г.Б., Зубков И.Н., Савостьянов А.П., Аллагузин И.Х., Лавренов С.А., Яковенко Р.Е. Бифункциональный кобальтовый катализатор для синтеза низкозастывающего дизельного топлива методом Фишера–Тропша – от разработки к внедрению. Часть 3. Опыт промышленной реализации технологии приготовления // Катализ в промышленности. 2024. V. 24. № 1. C. 34-43. DOI: 10.18412/1816-0387-2024-1-34-43
Рецензия
Для цитирования:
Яковенко Р.Е., Ильин В.Б., Зубков И.Н., Дульнев А.В., Фаддеев Н.А., Куриганова А.Б., Смирнова Н.В. Получение водорода для низкотемпературных топливных элементов риформингом синтетического дизельного топлива. Катализ в промышленности. 2025;25(5):39-45. https://doi.org/10.18412/1816-0387-2025-5-39-45
For citation:
Yakovenko R.E., Il`in V.B., Zubkov I.N., Dul'nev A.V., Faddeev N.A., Kuriganova A.B., Smirnova N.V. Hydrogen production for low-temperature fuel cells by reforming synthetic diesel fuel. Kataliz v promyshlennosti. 2025;25(5):39-45. (In Russ.) https://doi.org/10.18412/1816-0387-2025-5-39-45